Средняя подгруппа
(от 4 до 5 лет)
Этот возрастной период характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, которые указывают на то, что в процессе игры роли могут меняться и игровые действия начинают выполняться не ради самих, а ради смысла игры. Ребёнок уже может освоить роль, включающую до десяти игровых действий. Таким образом, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. У четырёхлетних детей наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем преднамеренного запоминания. Дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Дальнейшее развитие получает воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему благодаря формированию таких его особенностей, как оригинальность и произвольность.
Интенсивно развивается образное мышление. Дети способны решать несложные задачи с использованием простых схематизированных изображений. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнок сохраняет внимание и работоспособность в течение всего занятия (15 – 20 минут). Недостаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива деятельности, потому необходимы внешние опоры, формы подсказа.
Происходит дальнейшее развитие речи, которая выступает как предмет активности детей, занимающихся словотворчеством. Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей:
— улучшается произношение звуков и дикция;
— вызывают интерес ритмическая структура речи, рифмы;
— развивается грамматическая сторона речи;
— при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность:
— рисунок становится предметным и детализированным;
— совершенствуется техническая сторона (дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.)
Усложняется конструирование:
— постройки включают 5-6 деталей;
— формируются навыки конструирования по собственному замыслу и планирования последовательности действий.
Общение ребёнка и взрослого претерпевает изменение содержания. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, полученная ребёнком в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но всё равно вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Для них чрезвычайно важной оказывается его похвала, что приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью: у дошкольников появляются постоянные партнёры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентность и соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что является необходимым условием для развития образа Я и его детализации.
Старшая подгруппа
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни самостоятельно могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства.
Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки приобретают сюжетный характер, изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условиям
Продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.