Вторая младшая подгруппа
(от 3 до 4 лет)
В возрасте 3-4 лет общение ребенка становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности. Главной её особенностью является условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Продолжительность игры небольшая. Начинают формироваться игры с правилами.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны, однако дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В аппликации детям доступны простейшие виды. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
К концу младшего дошкольного возраста дети способны воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны ориентироваться в пространстве группы детского сада и в помещении всего дошкольного учреждения, способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Развиваются память, внимание, наглядно-действенное мышление, воображение.
Взаимоотношения детей проявляются в игровой деятельности. В этом возрасте наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Начинает развиваться самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя подгруппа
(от 4 до 5 лет)
Этот возрастной период характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, которые указывают на то, что в процессе игры роли могут меняться и игровые действия начинают выполняться не ради самих, а ради смысла игры. Ребёнок уже может освоить роль, включающую до десяти игровых действий. Таким образом, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. У четырёхлетних детей наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем преднамеренного запоминания. Дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Дальнейшее развитие получает воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему благодаря формированию таких его особенностей, как оригинальность и произвольность.
Интенсивно развивается образное мышление. Дети способны решать несложные задачи с использованием простых схематизированных изображений. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнок сохраняет внимание и работоспособность в течение всего занятия (15 – 20 минут). Недостаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива деятельности, потому необходимы внешние опоры, формы подсказа.
Происходит дальнейшее развитие речи, которая выступает как предмет активности детей, занимающихся словотворчеством. Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей:
— улучшается произношение звуков и дикция;
— вызывают интерес ритмическая структура речи, рифмы;
— развивается грамматическая сторона речи;
— при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность:
— рисунок становится предметным и детализированным;
— совершенствуется техническая сторона (дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.)
Усложняется конструирование:
— постройки включают 5-6 деталей;
— формируются навыки конструирования по собственному замыслу и планирования последовательности действий.
Общение ребёнка и взрослого претерпевает изменение содержания. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, полученная ребёнком в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но всё равно вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Для них чрезвычайно важной оказывается его похвала, что приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью: у дошкольников появляются постоянные партнёры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентность и соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что является необходимым условием для развития образа Я и его детализации.